Деятельность / Актуальные темы /

Версия для печати.

Цитаты

 Владимир Владимирович Путин

(23 июня 2014 г., Москва, Кремль, заседание Совета по науке и образованию)

«Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства».

Дмитрий Анатольевич Медведев

(12 июня 2005 г., Москва, Кремль, церемония вручения Государственных премий Российской Федерации за 2004 год)

««Надо понимать, что будущее всегда начинается сегодня, а не в 2020 году. Поэтому конкретные поручения нужно будет исполнять сегодня. Но это не значит, что мы не должны смотреть вперёд. И та инициатива, которая сформирована, инициатива так называемой новой школы – это в целом неплохая идея, но она должна реализовываться вместе с текущими делами. Нам нужна и конкретная работа, и одновременно подготовка этой новой инициативы». «Нужно помогать школе кадрами и развивать, помимо кадровой поддержки, такую важную составляющую, как дистанционные технологии. И, конечно, нужно создавать, с другой стороны, возможности для самостоятельного, самого современного образования. Думаю, мы должны развивать разные направления в школе, и такие направления, как развитие математического и естественнонаучного образования в школах: во-первых, мы всегда этим славились, и, во-вторых, сейчас это становится снова очень востребованным именно потому, что наличие такого образования, таких возможностей создает базу для развития страны».

Владимир Владимирович Путин

(17 октября 2006 г. Зеленоград, НИИМЭ и завод «Микрон», заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Нужны кардинальные изменения в организации экспертиз и распределения грантов, нужна реальная оценка сегодняшнего состояния кадрового потенциала».

«Программы и методы подготовки, состояние материальной базы учебных заведений должны в полной мере соответствовать требованиям инновационной экономики и перспективам ее развития, и это огромное поле для совместной работы государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества».

«Системой должна стать практика, когда за точку отсчета берутся не только научные звания, степени, административный статус, но и реальный вклад ученого в исследовательский процесс. Сейчас же научные работники далеко не всегда видят прямую связь между полученными ими исследовательскими результатами, материальным вознаграждением или карьерным ростом. Здесь нам не обойтись без четкого урегулирования вопроса об интеллектуальной собственности».

«Надо превратить международное научное сотрудничество в улицу с двусторонним движением. Мы знаем, что некоторые наши коллеги вернулись, многие подумывают об этом. Нужно создавать условия для эффективной работы здесь, в стране, а в ближайшей перспективе создать условия для возвращения и работы в России уехавших ученых, более активно развивать связи с российской научной диаспорой».

«Научной среде России необходима интеграция через развитие таких современных форм, как научно-образовательные и учебно-научные комплексы».

«Нужен выверенный перспективный прогноз кадровых потребностей науки и производства. При этом государство должно обеспечить равный доступ к образованию. Граждане России, независимо от своего материального положения и места проживания, должны иметь возможность учиться, раскрывать и реализовывать свои способности. Нужна более эффективная система поиска одаренной молодежи, привлечения ее к учебе и научной работе».

Жорес Иванович Алферов

(17 октября 2006 г. Зеленоград, НИИМЭ и завод «Микрон». аседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Чрезвычайно важная проблема, с моей точки зрения, в системе образования – это аспирантура. Сегодняшняя аспирантура нас вообще не может на самом деле устраивать, потому что сегодня – у нас и традиции давние, и прочее, – но сегодня, особенно в пограничных областях, где рождается масса новых и чрезвычайно перспективных проблем, важно, чтобы аспирантура была не только вот проведение исследований, сдача необходимого количества экзаменов, но чтобы это было большое дополнительное образование. Именно с этой целью мы и создали наш Академический физико-технологический университет, который в этом году наконец начал функционировать. И поэтому, как мне кажется, важно было бы для аспирантуры вот по таким перспективным направлениям, в общем, изменить срок обучения. Четыре года – это то, что нам нужно в этом случае, потому что для основных направлений при трехлетнем сроке обучения мы, в общем, не справимся».

Александр Николаевич Шохин

(17 октября 2006 г. Зеленоград, НИИМЭ и завод «Микрон», заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Необходимо выращивать новое поколение менеджеров в науке, способных вести диалог как с бизнесом на его языке, так и понимать, собственно, суть фундаментальных исследований, обеспечивать подстройку НИОКРов и фундаментальных исследований применительно к нуждам конкретных компаний. Говоря о подготовке менеджеров в науке, я хотел бы проблему высшего образования затронуть чуть более полно. Без активной политики в этой сфере и бизнес рискует потерять квалифицированные кадры, особенно с учетом того демографического сдвига, о котором мы часто говорим, но и государство может потерять целое поколение ученых и специалистов по инновационному менеджменту и так далее. Здесь у нас партнерство уже выстроилось, на мой взгляд, достаточно внятное. В частности, мы занялись формированием требований со стороны рынка труда к образовательным стандартам через формирование профессиональных стандартов. Мы им буквально несколько недель назад учредили национальное агентство развития квалификации. В попечительский совет этого агентства вошли очень уважаемые люди, как представители академического образовательного сектора, сейчас члены советов, Виктор Антонович Садовничий, Игорь Борисович Федоров, как и представители Правительства, бизнес-корпораций. Мы могли бы на примере деятельности этого агентства развития квалификации попытаться отладить не только механизм формирования спроса и соответственно образовательных программ для массовых, скажем, профессий квалифицированного труда, но и применительно к фундаментальным дисциплинам, специальностям и так далее».

Александр Дмитриевич Некипелов

(17 октября 2006 г. Зеленоград, НИИМЭ и завод «Микрон», заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«По гамбургскому счету, главная проблема состоит в том, что более откладывать дело на потом невозможно просто в силу той демографической ситуации, которая сложилась к настоящему времени и в науке, и в кадровом корпусе образования тоже. Вот почему мы в Российской академии наук очень высоко оцениваем принятое Вами, Владимир Владимирович, более года тому назад решение о радикальном повышении заработной платы наших ученых в рамках системы мер, направленных на создание благоприятных условий для воспроизводства кадрового потенциала Академии. Решения именно такого масштаба нужны стране для реализации избранной стратегии развития».

Андрей Александрович Фурсенко

(17 октября 2006 г. Зеленоград. НИИМЭ и завод «Микрон», заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию.)

«Сегодня в научно-технической, образовательной сферах реализуется целый ряд системных изменений. Я хотел бы остановиться, по крайней мере, на трех из них. Первое – это интеграция образования, науки и экономики, и на это направлено, в частности, усиление научной составляющей в высшей школе. Я хочу сказать, Владимир Владимирович, что по сравнению с прошлым годом в этом году финансирование науки в высшей школе увеличилось вдвое, и в следующем году, я думаю, произойдет еще одно удвоение. Это касается в том числе финансирования через национальные проекты, научные составляющие в высшей школе. Поэтому ситуация исправляется, это происходит не в ущерб поддержке академических исследований в институтах Академии наук».

«Решение каких основных задач стоит перед государством на повестке дня? Прежде всего, это комплексное развитие человеческого потенциала. Это нацеленность системы начального, среднего, высшего профессионального образования на реализацию запросов технологического сектора экономики. Совместно с бизнесом, как уже было сказано, мы занимаемся разработкой и внедрением адекватных времени образовательных стандартов, с тем чтобы обеспечить высокое качество образования, сохранив его доступность. Но главный критерий, который есть, – это востребованность тех людей, которые получили образование. На сегодняшний день, как уже сказал Александр Дмитриевич, большое количество людей, которые получают высшее профессиональное образование, идут работать не по специальности, зачастую не соответствуя той квалификации, которая есть».

Игорь Борисович Федоров

(17 октября 2006 г. Зеленоград, НИИМЭ и завод «Микрон», заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Проблемы подготовки кадров должны решаться на всех этапах подготовки специалистов, начиная от школы и далее в их профессиональной деятельности. Эти специалисты, в отличие от чистых ученых, должны быть хорошо подготовлены не только в области высоких технологий, но и быть людьми инициативными, обладающими чувством нового, с предпринимательской жилкой. Эти люди очень часто проявляются еще на этапе школьного обучения. И задача вузов состоит в том, чтобы найти таких людей и поддержать их».

Евгений Александрович Федосов

(17 октября 2006 г. Зеленоград, НИИМЭ и завод «Микрон», заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Первое по значимости – это кадры. Мы в предыдущие годы занимались кадрами, но несколько другими кадрами. Мы искали управленцев, финансистов, маркетологов, обучали и так далее. И мы совершенно не обращали внимание на утечку научных кадров: технологов, инженеров, ученых, дизайнеров, проектантов. Сегодня наступил другой этап. У нас появились и финансисты, и банкиры, и маркетологи, уже в принципе мирового уровня, которые способны работать в наших корпорациях. В тех, где еще, может быть, места какие-то не закрыты, мы пользуемся иностранной рабочей силой. Теперь у нас возникла задача именно кадров, людей, которые будут работать в этих научных центрах, которые будут создавать собственные разработки, будут создавать свои собственные технологии, чтобы их быстро внедрять в производство, но уже на основе огромного глобального опыта, который есть, к сожалению, у Запада, и которого, может быть, в той степени нет у нас. Нами разработаны совершенно конкретные предложения, как здесь нам государство может помочь. Это и приглашение специалистов, это и совместное участие в грантах на разработку программ для обучающихся специалистов, и договоренность с различными государствами на политическом уровне о переобучении специалистов и поощрении людей, россиян, которые выехали в свое время на работу в научные центры за рубеж, к возврату в Россию с обещаниями перспектив и так далее».

Виктор Михайлович Демин

(17 октября 2006 г. Зеленоград, НИИМЭ и завод «Микрон», заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Сегодня я хотел бы отметить, что есть определенные позитивные изменения в профессиональном образовании России. Несмотря на то, что задерживается разработка государственных образовательных стандартов, особенно в транспортном и оборонном комплексе, формируются подходы формирования содержания целевой контрактной подготовки специалистов, ориентированные на конкретные рабочие места. Причем в результате такого подхода наблюдается именно в этих комплексах вложение средств на развитие учебно-материальной базы, то есть вслед за этим пошли инвестиции на транспорте, в оборонном комплексе на развитие материальной базы учебных заведений. Причем наблюдается некое оживление притока молодых специалистов в реальный сектор экономики».

Виктор Антонович Садовничий

(17 октября 2006 г. Зеленоград, НИИМЭ и завод «Микрон», заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Мы предлагаем – и уже сделано пять корпоративных университетов в Московском университете с бизнесом, но это другое понятие, чем было раньше, что есть на Западе корпоративный университет. Там корпоративный университет – это как бы доучивание специалиста. А мы предлагаем на базе основного фундаментального образования с помощью структур бизнеса создавать дополнительные программы на этом базовом образовании, и эти специалисты будут работать уже в компаниях, связанных с высокими технологиями.
Месяц назад мы с Владимиром Петровичем открыли корпоративный университет, пятый в университете, на базе АФК «Система», и надо сказать, что там огромный ажиотаж, но уже специалистов, не управленцев, не юристов, а специалистов, которые будут понимать и высокие технологии, микроэлектронику и так далее. Поэтому, мне кажется, развитие корпоративных университетов в таком понимании – тоже задача у нас в стране».

Юрий Сергеевич Осипов

(30 ноября 2007 г., Москва, Президиум РАН, заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Мне представлялось бы крайне важным создать общероссийскую программу развития фундаментальной науки, стержнем которой были бы крупные проекты, связанные с решением крупных проблем в интересах государства. И тогда имело бы смысл, безусловно, ввести в Координационный совет по фундаментальным исследованиям академической науки представителей госкорпораций, ведущих научных центров страны и ведущих вузов».

Людмила Алексеевна Вербицкая

(30 ноября 2007 г., Москва, Президиум РАН, заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Роль высшей школы велика в подготовке кадров именно высшей квалификации и кадров для науки, неотрывно связанной как раз с фундаментальными исследованиями. Тут не Петербургский университет буду приводить в пример, а основываясь на данных Петербургкомстата: численность аспирантов в вузах Петербурга в 10 раз больше, чем в петербургских научно-исследовательских институтах. Значит, всё-таки вузовская наука есть. И мне кажется, что она является достаточно результативной. В стенах Петербургского университета, это фундаментальное гуманитарное исследование, подготовлен комплексный нормативный словарь современного русского языка, который даст возможность теперь следить за соблюдением норм».

Евгений Павлович Велихов

(30 ноября 2007 г., Москва, Президиум РАН, заседание Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию)

«Надо сказать, что благодаря активности Министерства образования и той программе, которая создана для вузов, мы здесь неплохо смотримся, потому что сегодня стандарт такой: ведущий университет должен иметь 100 терафлоп».

 

 

 

Президент России Российская академия наук Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) Министерство образования и науки Российской Федерации Карта сайта